Ретроспектива сложностей запуска
В марте-апреле этого года из-за стремительного распространения вируса Covid-19 учебу школьников в России спешно перевели в онлайн-формат. Переход на дистанционное образование мог стать долгожданным прорывом, но в реальности стал проблемой для учеников и педагогов, на которых одномоментно навалились сложности психологического и технического характера.
Официальная позиция тоже не вселяла надежд. Сергей Кравцов, министр просвещения РФ, в апреле признал, что школы оказались не готовы, а онлайн-учеба для многих стала настоящим шоком:
«Вы думаете, я этого не знаю? Моя дочь точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые каждый раз зависали из-за перегрузки. Проблем с обучением возникло очень много». (интервью Кравцова “Коммерсанту”)
От чего страдали ученики и родители
Стыдно признаться, но в 2020 далеко не все российские школьники могут быстро перейти на онлайн-формат:
- В некоторых областях страны либо вовсе отсутствует доступ к интернету, либо подключение работает с перебоями.
- Недостаток опыта работы в интернете прямо вытекает из предыдущего пункта. Причем такого опыта у родителей, зачастую, еще меньше, чем у детей. И вместо помощи ребенку с адаптацией к новым условиям, взрослые сами погрузились в стрессовую ситуацию.
- Нехватка компьютеров – еще одна причина неудачи с онлайн-обучением. Хорошо, если в семье есть хотя бы один компьютер, а иногда и он редкость. В условиях удаленки, когда многие взрослые работали из дома, для одновременной учебы нескольких детей, семье нужно было приобрести дополнительную технику, что далеко не все могли себе позволить.
Даже в российской столице далеко не у каждого школьника есть персональный компьютер.
Российская ассоциация электронных коммуникаций в 2019 году подсчитала количество интернет пользователей, 96 миллионов человек. Таким образом, около трети россиян по разным причинам не пользуются всемирной сетью. И далеко не все из их них пенсионеры.
Проблемы, с которыми столкнулись педагоги
Большинство школьных учителей отметили значительное увеличение рабочей нагрузки и признались, что им самим недостает знаний для оперативного перехода в онлайн. Педагогам самим требовалось обучение по созданию видеоуроков и другим особенностям дистанционного формата.
Выяснилось, что онлайн и оффлайн – это совершенно разные методики.
Дополнительную нервотрепку создало отсутствие единой образовательной платформы, качество самих уроков, постоянное подвисание системы и различные хакерские атаки.
Аналитическая компания Qrator Labs отметила четырехкратное увеличение атак злоумышленников на онлайн-платформы.
Неудивительно, что педагоги искали новые платформы, некоторые перебрались в Skype и Zoom, перешли на конференц-звонки в понятном для многих Whatsapp. Словом, каждый справлялся по мере возможностей и уровня инициативы. Но, согласитесь, в образовательном процессе очень важна система, а с ней были проблемы.
Возможность сделать выводы
Для успокоения (если кому-то это помогает), отмечу, что трудности с онлайн-обучением в период Covid-пандемии возникали не только в России.
В США из-за повышенной нагрузки периодически отключалась дистанционная платформа Blackboard. Несколько университетов подверглись хакерским атакам во время онлайн-уроков, а на Аляске существенным препятствием стал до рогой доступ к интернету.
Думаю, свой или чужой негативный опыт – не повод для злорадства. Весна 2020 стала для многих разработчиков сигналом к действию. Проанализировав проблемы на опыте обучения собственных детей, некоторые предприниматели предложили рынку свои онлайн-платформы – для спасения нервов родителей, детей, учителей и образовательного процесса.
Один из успешных проектов — создание образовательной платформы UROKKI.RU.
Но об этом расскажу в следующей статье...